Новости

Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва)
Новости Новости коллегии Кастрация адвокатуры

Кастрация адвокатуры

Вам нравится жить в Эпоху перемен? Для того, кто живет ради Света знания лучшего времени не найти. В стабильном Советском Союзе, на уроках истории, мне всегда было совершенно непонятно каким образом свершались страшные переходы Истории. Когда и главное как именно сыны Гете, Шиллера, Ницше, Канта, Вагнера дошли до того, чтобы жечь людей в печках, каким образом Николай II, не глупый человек, дал расстрелять себя и всю свою семью в вонючем подвале, почему сотни тысяч арестантов 1937 не сопротивлялись. Еще интереснее, как последователи Иисуса Христа дошли до того, чтобы сжигать живых людей на кострах…

Увы, учебники истории молчали.

Но, ведь это интересный вопрос – социальная изменчивость человеческого вида? Почему один украдет, потому, что голодает, а другой умрет с голода, но не украдет? Один умрет за честь, другой опустится даже без явного физического насилия, из собственности страха? Ведь, была же дворянская должность – подтирать задницу короля и ее ждали годами. Ведь как- то так устраивалось общество, что бедняки собирали и пили застольную мочу богачей, так как не имели денег купить алкоголь. И как- то в гаремах работали евнухи, добровольно позволявшие себя кастрировать…

Когда смотришь на Историю с Высоты либерального настоящего, все это причудливо и дико…

Но нам повезло. Мы живем в самой лучшей стране на свете, в Эпоху перемен. Поэтому расскажу Вам подобную интересную историю, но не о прошлом, редкая удача… а о будущем… адвокатуры в России.

Надеюсь, всем очевидно, что адвокатура сегодня, даже в ее текущем забитом состоянии, совершенно не вписывается в концепцию российской государственности. Адвокаты по – прежнему еще могут выступать и не соглашаться с государством, потворствовать протестующим, иметь свое мнение, отличное от других и при этом еще являются лицами особого правого статуса (ст. 447, 450. 1 УПК РФ). Нет, конечно, совсем уж радикальных мало, но они все же есть… Среда этому потворствует: высшее образование, правоохранительный опыт в прошлом (чем так умело пользуются суды указывая на такую осведомленность как основание заключения под стражу), независимый источник дохода, выглядят хорошо – костюмы носят, (а костюм в ХХ веке стал одеждой власти взамен пышных нарядов убиенных королей), на машинах хороших ездят, в общем задирают нос. Это безусловно раздражает. Всех. И конкретного судью, следователя, прокурора и власть в целом. Весьма долгое время к этим 79 000 человек относились как к статистической погрешности на фоне полутора миллионной армии правоохранителей, но все чаще и чаще перед защитниками основ конституционного строя ставилась задача что- то сделать…

Историки еще скажут, что сначала расправились с Прокуратурой (фантом дела Скуратова), отобрав следствие, затем с судебной системой, ликвидировав ВАС РФ парой легко оброненных слов и созданной специально для этого Особой кадровой комиссией (так и не простили заигрывания Д.Медведева с Верховным судом), затем с МВД (например, АК -74 с его полевой дальностью стрельбы по штату остался только у Росгвардии, выведенной из подчинения), про усиление любимой мною во всех отношениях службы вообще умолчим (прыжок генерала Бориса Колесникова — яркое тому свидетельство).

Историки отметят, что с адвокатурой пытались сначала бороться, как это делали с отдельными личностями из правоохранительных органов: сажали «в черную», даже иногда калечили, но особого эффекта это не дало. Нет, конечно, адвокатам стало, как и всей стране, казаться, что в Советское время был рай земной, но все равно адвокатура была «белым пятном», неуправляемым сектором.

Нет, ну, что говорить, вот например, был такой человек как Борис Немцов, который страшно подумать, называл Богом данного России человека во спасение Ее, своим «бывшим подчиненным» и «еб… м» публично, да, прямо так и сказал, незадолго до своей гибели от рук чеченских исламистов. В адвокатуре же, страшно сказать, есть же люди, которые работали и оказывали адвокатские услуги таким людям как Борис Ельцин, Анатолий Собчак, Альфред Кох и так далее и тому подобное, когда Тот самый у спины Дмитрия Нагиева про гречку спрашивал… Независимые люди адвокаты, самодостаточные.

Вот, что стоит один наш коллега, который с Александром Литвиненко в УРПО бандитов ловил, а потом неоднократно во всеуслышание, страшно сказать, свидетельствовал о том, что взрывы домов в Москве организованы бывшими коллегами по работе? А его второй сослуживец, начальник который, тоже ведь поддается греху тщеславия – интервью прессе западной раздает, что да мол, так и говорит, многое правда, говорит. Нет конечно Провидение помогает: и журналист, который их записывал на камеру умер внезапно (аккурат, как за год, два до этого сделал свои «хроники» на вверенном ему радио), сердце не выдержало, и олигарх тот повесился, говорят, но неприятно все же.

Да и много еще других частных медиатизированных случаев, ну прямо скажем неприятных. Ну, не все же такие понимающие как, кажется, приятная во всех отношениях адвокат Pussy Riot, некоторые вот верят  россказням о том, что something is rotten in the Kingdom of Denmark…

И главное, сделать ничего нельзя, только хуже будет, вот лиши статуса маргинала Дмитрия Талантова, он же обжалует, еще героем станет. Вон, Трунова Игоря лишили, уж казалось бы какой неприятный, ай –ай человек (потерпевших от теракта защищал), а он международную юридическую компанию создал, статус адвоката по суду вернул. Безобразие…

В общем было принято решение что- то делать. Начали с простой вещи, как с детьми, люди, когда в толпе, почти как дети. Дали неприкосновенность расширенную, против права квалификационных комиссий лишать адвокатского статуса за умаление авторитета адвокатуры. Полная аналогия с судьями (правда в суд обжаловать нельзя, чтобы не сговорились с судьями). Правда, гарантии неприкосновенности адвокатов, как не соблюдали, так и не стали соблюдать, благо есть возможность всегда уголовное дело расследовать в отношении неустановленных лиц, а потом адвоката туда включить, «внезапно» установив его.

Здесь бы конечно законным представителям адвокатуры возмутиться, указать, что адвокаты – лица не должностные, что распространять на них фактически режим должностного лица подобного судейскому нельзя, но наоборот, единственного человека, который сказал об этом на съезде назвали чуть ли не маргиналом.

Как только первый этап прошел хорошо, сразу возобновили сладкие разговоры об адвокатской монополии. Законным представителям нашим опять бы гласно, да публично устроить дискурс, опереться на то, что сопротивляется, заручиться поддержкой масс, но пригласили в кабинеты, за руку подержали, улыбнулись, пригласили на совещания, пообещали кооптировать в разные важные обсуждения с Верховным судом, Генпрокуратурой и прочими организациями и прочее…  ст. 51 УПК РФ повысить.

Ужас настал весной 2019, когда в столь благостные отношения, ворвалось «Дело 32 адвокатов». Старая площадь недоумевала. Реакция была незамедлительной, конечно чрезмерной, эмоциональной. Вопреки заверениям, что с мятежом покончено, бунтари заклеймены нерокупожатностью (по делу ЮКОСа ведь в отношении судей даже работало) адвокатское сообщество вдруг встрепенулось. Если раньше только Борис Кузнецов, умиляясь защите Михаила Беньяша, призывал защищать себя также, то весной 2019 адвокатура во всей красе показала, что не такая уж она и отара послушных овец, как ее представляли.

Эффект это вызвало неприятный. Он усилился от небезызвестной летней конференции. В ход пошло все – ночные звонки участникам конференции с просьбой на нее не ходить, юридически выверенные оскорбления, напоминания о былых летах дружбы и прочее, прочее. Надо было ускоряться, сколь не клеймили оппозицию маргиналами, а все равно адвокаты есть адвокаты, любят поговорить, да, что поговорить, — думать любят. Тут еще этот скандал с возбуждением уголовного дела по Башкирии, оказывается действительно есть признаки хищения адвокатских денег по арендной схеме собственной недвижимости для офиса палаты. И эта аналогия под копирку с помещение на Сивцев Вражек, ну в общем опять неприятная ситуация.

В общем «отсутствие эффективного управления в вверенном Вам секторе», вот как это ныне квалифицируется. И если по поводу слов в адрес государства придумали Адвокатскую омерту той же весною, то вот этот Facebook и свобода мысли человеческой… И персонажи эти. Ну, вот возьмем Каринну Москаленко, ну вот, что с ней сделаешь? А Юрий Костанов, «государство в отставке», которое текущих тузов в погонах, еще лейтенантами отчитывало? А вот эти примкнувшие? Ну, каждый гением же себя мнит! Повылезали из всех щелей буквально! Опять же Генри Резник, он вроде как в Системе, но так вот жестко накати на всех этих лишенцев, отщепенцев, не понимающих, что они мешают государству, вякающих черт знает что по Facebook, он же первый встанет и уйдет, примкнет к ним же, был же прецедент с этой табличкой. В общем, вроде, как и похоже на стадо, но на стадо диких коней, строптивых и небезопасных.

И главное никакого телеологического управления. Вот, два примера. С Алексеем Навальным хорошо получилось, лишили статуса и привет. А с Ильей Новиковым не получилось, а он украинских моряков защищает потом и хорошо так защищает, пришлось их даже отпустить. Ну, невозможно же терпеть эту прыть и строптивость. Ну, кто такие, собственно? Нет, настало в 2019 году время решить вопрос окончательно.

И надо как – то так вопрос решить, чтобы с виду, внешне, ничего не поменялось, вот, мол, как была, так и есть адвокатура, ну нельзя без нее же… но, чтобы больше не брыкалась, чтобы этой лошадкой было безопасно управлять, тогда на ней и поездить можно будет подальше и кормить побольше.

Небольшая хирургическая операция, совершенно незаметная, но какая полезная! Уйдет этот буйный норов, это желание идти своим иным путем, это закусывание удил…

Нет, определенно это пойдет на пользу адвокатуре, станет даже лучше, адвокатов станет даже больше…

Да, есть некоторое форсирование событий, эта поправка в Закон об адвокатуре хоть и обложена множеством подарков (даже гонораром успеха, за который сейчас сидит адвокат Сергей Юрьев), но все же как-то нелогично до введения адвокатской монополии предусмотреть, что лишение статуса адвоката означает пожизненный запрет на право представлять доверителей в суде. Запрет на профессию для отдельной категории граждан, дискриминация по профессиональному признаку, ну, все это как-то топорно. Да еще все это вне судебной процедуры, почти вид уголовного наказания.

Умные люди говорили – надо под Новый год, не надо в октябре вносить. Но им подсказали. Наоборот, сейчас сезон работы, все заняты, не заметят. Ребята! Мы им судейский режим дисциплинарной ответственности протолкнули, они – ничего, а вы за такую мелочь переживаете! Пессимисты указывали на то, что, вот, мол там сейчас скандалы, непонятные эти маргиналы оппозиционные, никого – то толком по «доносительству» не наказали, ну в самом деле замечание – не наказание, ну может как-то повременить, мало ли чего?

Вы плохо знаете свой народ, — отвечали им. Ну, это же надо понимать, что сначала благодаря этой поправке будут зачищены именно те самые маргиналы, оппозиция. Вот увидите, их никто и так не любит, как говаривал старик Шопенгауэр – мы с радостью прощаем забывчивость, но превосходства ума- никогда. А тем более у нас –то, наш -то народ! Да их распнут под общие крики ликования «адвокатской улицы», если не одумаются конечно. И потом, вы, что хотите, чистить ряды, когда в адвокатуру придет под миллион вольных юристов? Знаете, за сколько времени кошка съест 10 000 мышек?.. Да, ни за сколько, мышки съедят кошку...

Нет, так дело не пойдет. Мудрая политика в том, чтобы все обращать в свою выгоду- это закон Власти, вы же сами говорили. Это хорошо, что враги, оппозиция проявила себя, расправа с ней пойдет только на пользу. Каким образом? — спрашивали пессимисты. Благодаря этой поправке, сначала до введения монополии, по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись» адвокатское сообщество очистится от этих крикунов, этих вечно недовольных, они же реально умаляют авторитет адвокатуры! И вновь поступающие кадры «вольных юристов», когда будет вводиться монополия, уже будут понимать правила игры. Никаких эксцессов не будет, поверьте.

И главное, вы забываете постоянно: как Вы собираетесь, если не производить зачистку сейчас отменять потом особый правовой статус адвоката, или вы хотите предоставить неприкосновенность от уголовного преследования миллиону человек? В России? В своем уме? Нет, только члены Советов палат, в виду их высоко рискового положения, ну это же обговаривалось…

И пессимисты умолкли, согласившись на эту простую, незаметную хирургическую операцию, от которой безусловно, я в этом уверен просто, всем, ну, всем станет лучше.

Нет, ну вы только вдумайтесь какая польза! Не будем эгоистами, не будем говорить о несомненной пользе кастрации для адвокатуры, вдумайтесь как хорошо это для здоровья системы правосудия в целом!

Не будет никаких споров о том, что значит «предъявить ордер», например. Никаких выносов тел из зала судов, ведь эти тела почему –то не понимают, что судья – это и есть Закон, никаких пререканий ни в суде, ни на следствии. Зря, что ли особый порядок копировали? Адвокат, осознающий, что его поведение, основанное на возможно неправильном понимании им закона (да, кто он такой, чтобы его правильно понимать, суд что ли?) является безусловно умаляющим авторитет адвокатуры, а значит судья проинформировавший о этом Палату, сможет отстранить его от практики пожизненно вообще… такой адвокат будет безусловно лучше работать. Без сомнений, без этих ночных терзаний, переживаний, что от него что- то там зависит и прочей ерунды. Ему самому будет лучше, слышите меня!

Наконец, прекратится этот нескончаемый поток жалоб в ЕСПЧ, у нас воцарится долгожданное спокойствие и умиротворение. Самоочищение.

Запомните – управлять мыслительной деятельностью человека можно только через страх. Никто не убеждает человека лучше его собственного Страха...

Вот такая история. Будет (?)

С другой стороны, Законопроект № 469485-7 всего лишь пока «бытие в возможности», то самое возможное «общественное будущее», которое еще не наступило, а ст. 3 Конституции РФ еще никто не отменял, народ пока еще единственный носитель суверенитета и источник власти и смысл этой конструкции в том, что, соединяясь с государством в «настоящем», при разных парадигмах временного структурирования, есть возможность менять будущее, как свое, так и государственное.

Может быть не сбудется? Может быть прямое апеллирование народа, пускай и адвокатского народа к власти, поможет понять ей, что кастрация адвокатуры это не совсем хорошо?

Кто знает? Кто ведает?

Чернов Р.П., адвокат филиала "Адвокатская консультация № 1"
Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва)

Источник публикации: https://pravorub.ru/articles/94662.html

07.11.2019 [10:45:21]